Отче, как возникла идея велопаломничества, каковы его основные цели и задачи?
Идея появилась достаточно давно, отправной точкой стало желание показать, что Церковь не стоит в стороне от здоровых интересов общества, что ей не чужды проблемы и чаяния современного человека. И неслучайно велопробег начинается накануне Всемирного дня защиты детей. Ведь одна из наших задач – пропаганда здорового образа жизни, воспитание в юном поколении стремления к саморазвитию, мы стремимся также привить, в первую очередь, – подрастающему поколению, молодежи любовь к спорту. В то же время наше велопаломничество приурочено к Празднику святой Троицы (в прошлом году – это было Вознесение Господне). Соединяя эти два основных устремления – воспитательное и миссионерское, мы также хотим призвать к межконфессиональному миру в нашей стране. К сожалению, есть у нас конфликты и на этом уровне. Но ведь у нас гораздо больше общего, к тому же – достаточно много общих проблем, и почему бы не объединить наши усилия? Ведь гораздо лучше действовать сообща, вместе совершать добрые дела, и места нам хватит в Украине, чтобы не претендовать на чужие храмы и не создавать новые зоны напряжения.
Велопаломничество – явление для нас абсолютно новое, да и сам термин непривычный. Что важно знать о задачах велопаломничества нашей молодежи и всем потенциальным его участникам?
Говоря о двух основных задачах нашего велопробега, во-первых, приобщать молодежь к здоровому образу жизни, используя это как один из элементов миссионерства, и, во-вторых, собственно миссионерство, приобщать молодых людей к святыням, к духовности, я хотел бы также акцентировать внимание на особенностях этого вида паломничества, его специфике. Важно понимать, что мы не просто едем на велосипеде, не просто трудимся, хотя и это очень важно. И вот, например, когда я проводил тренировочный заезд, и, уже возвращаясь (велосипед у меня не самый лучший, ведь хороший купить достаточно дорого), мне довелось преодолевать такие трудности, что подумалось: Господи, за что я так страдаю, почему же это все так тяжело, так больно, что я себя с трудом пересиливаю, а потом вдруг понял: а ведь могу же я посвятить это Христу, как вот, например, монахи кладут поклоны, берут на себя какие-то подвиги, или как святые, которые носили вериги… апостол Петр носил вериги… из жизни Киево-Печерских святых известно, как монахи брались за самые сложные послушания, например, носить воду, или другие, где приходилось выполнять тяжелый физический труд, для того, чтобы смирять свою плоть, чтобы себя как-то ограничивать. Так вот и этот велопробег можно воспринимать как один из элементов аскетики, ведь аскет – это духовный гимнаст, и участники православного велопробега также могут посвятить свои усилия, свои труды Христу, подключая к своим физическим усилиям еще и духовную работу. И завершится наше велопаломничество участием в Божественной Литургии, в праздник Святой Троицы, и все участники будут иметь возможность причаститься, а на следующий день – принять участие в торжестве – престольном празднике в Свято-Духовском скиту Почаевской Лавры, в день Святого Духа.
В прошлом году в велопробеге участвовало около 30-ти человек, и не все из них преодолели путь целиком, некоторые сошли с дистанции по техническим причинам и продолжили путь в машине сопровождения. Исходя из этого опыта, кто может стать участником велопаломничества в этом году? Какие требования к физической подготовке и состоянию здоровья участников?
Есть ли особые условия, касающиеся технической стороны, например, качества велосипеда?
Многие, конечно, звонят, желая принять участие в нашем велопаломничестве. Но, зачастую, не понимают сути, специфики этого паломничества. Ассоциируют его с традиционным паломничеством, когда, например, люди пешком идут, или частично подъезжают определенные участки. Но на самом деле, к этому велопаломничеству необходимо усиленно готовиться. И не каждый может его осилить. А ведь наш велопробег можно сравнить, скорее, с Олимпийскими играми, или с какими-то серьезными соревнованиями. И для того, чтобы попасть на эти соревнования, нужно пройти отбор, т.е. нужны тренировки, необходимо иметь опыт таких велопоездок. Мы поставили обязательным условием (критерием отбора) для участников, чтобы у человека был опыт единоразового стокилометрового велопробега. Этот опыт просто необходим, ведь только проехав достаточное расстояние, человек начинает понимать специфику этого пробега. Ведь когда ты только выезжаешь, скажем, проехав, первых 20 км, тебе кажется, что ты вообще всех обогнал, что ты чемпион, и что «Тур де Франс» и «Джиро д`Италия» остались далеко позади, но после 60-го км, ты уже чувствуешь: «что-то здесь не то…», а после 100-го км – и вовсе задаешь себе вопрос: «и зачем я в это ввязался!?» Это очень важный момент, и люди должны понимать это, представлять возможные сложности такой поездки. Порой доходит до комичного. Например, звонит девушка: «Я хочу участвовать в велопробеге. А вы велосипеды выдаете?» А ведь велосипед, это такая, скажем, индивидуальная вещь, к нему нужно привыкнуть, тем более, что путь неблизкий, возможны различные неожиданности. К тому же, велосипед должен быть подготовлен к подобному испытанию. Он должен быть в идеальном состоянии, пройти ТУ, по большому счету, в нем каждый болтик должны перебрать, особенно в ходовой части, для того, чтобы в дороге не возникло дополнительных трудностей. Ведь если велосипед начнет ломаться, это создаст проблемы не только для самого участника, но и для всей группы. То есть, участник должен понимать, что участие в таком серьезном мероприятии предполагает соответствующую подготовку, выносливость, определенный опыт. И мы для того и организовываем этот велопробег, чтобы люди поддерживали себя в форме, постоянно тренировались, интересовались велоспортом.
Общая протяженности пути, как уже было сказано вами, и написано в анонсах, составляет 450 км (это за четыре дня). А какова максимальная дальность в течение одного дня пути? И где предстоят остановки? Маршрут разрабатывался таким образом, что основная нагрузка приходится на первый день – 150 км; в течение второго дня участникам предстоит преодолеть 124 км, за третий – 116, и в четвертый, последний, день – около 70-ти км. Из Киева мы отправляемся по маршруту «Житомир – Корец – Дубно — Кременец – Почаев». Соответственно, предстоят ночевки в монастырях св. Анастасии Римлянины (Житомир), Свято-Троицком (Корец), при храме вмч. Георгия Победоносца (Дубно) и в гостинице Почаевской Лавры. Следует учесть, что в некоторых местах возможен ночлег в спальных мешках, что часто практикуется во время ночевки в храмах. К этому также нужно быть готовыми.
Культура общения участников дорожного движения у нас, к сожалению, еще не достигла европейского уровня. Потенциальных участников велопробега, безусловно, как и организаторов, волнует вопрос безопасности. Несомненно, проблема взаимоотношений между участниками движения на дороге, в том числе – между велосипедистом и водителями, так сказать, более традиционных транспортных средств, очень важна. У нас, в отличие от многих европейских стран, велосипедисты не являются равноправными участниками дорожного движения, просто нет такой традиции, да и дорожки велосипедные почти нигде не выделены, вся инфраструктура еще только начинает внедряться. И, несмотря на то, что процесс запущен, и этот вид спорта начинает активно развиваться и даже входит в моду, велосипедистов на дорогах, в процентном соотношении, еще не так много, еще не выработались соответствующие правила. К сожалению, многие водители воспринимают велосипедиста как помеху, пытаются подрезать его, обогнать, вытеснить с дороги, возмущенно сигналят. Обращаясь к водителям, которые, возможно, будут читать этот материал, очень прошу, относитесь с уважением к велосипедистам, ведь они такие же участники движения, как и все, только им сложнее усиленно крутить педали, чем вам давить на гашетку.
Надеюсь, отче, ваша просьба будет услышана. А пока – несколько сопутствующих вопросов. О маршруте и состоянии дорог. И о том, каким образом будет обеспечиваться движение колонны велосипедистов. Планируется ли какое-то специальное сопровождение? Мы выбирали маршрут осознанно. Ведь порой состояние наших дорог оставляет желать лучшего. Но именно по нашему маршруту, дорога «Киев — Чоп» (или «Киев — Львов») – одна из самых лучших в Украине. И для велосипедистов там есть все условия, т.к. имеется так называемая запасная полоса, которую, в случае необходимости, можно использовать. Ну и хорошее покрытие дороги. И, как уже упоминалось, расстояния между основными пунктами нашего движения можно назвать оптимальными: они и достаточно большие, чтобы участники велопробега могли испытать себя, совершить некий подвиг, и, в то же время, не чрезмерные, т.е. вполне по силам человеку. Но все равно, в дороге могут быть различные непредвиденные обстоятельства, неожиданные ситуации, поэтому специальное сопровождение нашей колонне просто необходимо. Нашу велоколонну будут сопровождать машины дорожной службы, техпомощь и бригада скорой помощи. Кроме того, предусмотрено и автосопровождение, так называемый велобагажник, где можно будет хранить спальные мешки, карематы, воду и провиант. И, поскольку конечным пунктом велопробега является Почаев, и домой участники будут возвращаться поездом из Тернополя или маршрутками из Почаева, их велосипеды будут доставлены в Киев централизованно, а, по возвращении, их можно будет забрать из специального гаража (адрес указан на нашем сайте).
Исходя из опыта прошлого года, что все таки является основным в вашем велопробеге, на что больше внимания обращают участники – на техническую, спортивную, сторону пробега, или все же перевешивала так называемая паломническая составляющая? По большому счету, все зависит от настроя самих участников, от их сконцентрированности. В первый раз, в прошлом году, мы немного сомневались, стоит ли делать особый упор на духовной, молитвенной составляющей велопробега, и оказалось – совершенно зря. Многие участники больше всего вспоминают именно об этом – о совместной молитве, о некой соборности, духовном единстве (и непосредственных участников-спортсменов, и группы поддержки, и встречающих), сформировавшемся во время велопробега. По всему пути следования (особенно – в местах остановок), и в Почаевской Лавре нас встречали с большим воодушевлением. Например, в Дубно, где православная община особенно активна и деятельна, на встречу с нашими велосипедистами собрались все – от мала до велика. Особенный интерес участники почувствовали со стороны детей, ведь их радость от общения с настоящими велоспортсменами была безгранична, они могли не только наблюдать, но и рассмотреть поближе, и потрогать велосипеды, экипировку, расспросить о победах и трудностях. Наверное, такое общения лучше всего способствует популяризации здорового образа жизни, и, одновременно, формированию привлекательного образа современного верующего в глазах детей. И ведь действительно, велопаломничество можно назвать своеобразным «духовным триатлоном», в котором соединяются спортивная, культурно-просветительская и подвижническая стороны.
Довольно неожиданный термин, батюшка, спасибо за подробные ответы. Но хотелось услышать от вас, о. Петр, ответ и на такой вопрос. Отправляясь в паломничество, опытные верующие готовятся к встрече с так называемыми искушениями, духовными трудностями, но многих все же более впечатляют различные чудеса, случающиеся с паломниками. Было ли что-то подобное с вами? Несомненно, паломничество требует особого внутреннего настроя, нужно быть готовым отдать себя Промыслу Божьему, не идти против воли Господа. Тогда и будет духовная польза от усилий, в том числе – физических, труднических. И каждому воздастся – по его потребностям и возможностям. Когда я несколько дней назад собирался на тренировочный заезд в Житомир, один из активных участников велопробега 2016 года, Р.Б. Василий Тымкович , сообщил о чуде, случившиеся с ним и его семьей. Они с супругой долгое время не могли иметь детей, и даже был поставлен диагноз «бесплодие». И вот, во время велопаломничества, сестры монастыря святой преподобномученицы Анастасии Римляныни в г. Житомир рассказали о матушке Рафаиле – основательнице монастыря и её помощи нуждающимся в этом людям. Нужно было написать записку и с молитвенным обращением опустить в специальный ящик у гроба матушки. Все это Василий и проделал, и уже в конце лета стало понятно, что его супруга Ирина непраздна. «На седьмой год наших чаяний, – написал в своем благодарственном письме счастливый отец: свет увидел новый человек – наш сынок! Благодарим Господа Бога, матушку Рафаилу, всех Святых угодников, и всех, кто молился за нас!»
Удивительная история, батюшка. Несомненно, велопаломничество очень своевременная, актуальная инициатива, полезная во всех отношения. От всей души желаем вам, отец Петр, и всем организаторам многая лета, расширения круга участников, новых маршрутов и надеемся, что с Божией помощью велопаломничество будет прирастать и физически, и духовно. Спасибо за интервью! А у всех, кто заинтересовался, еще есть возможность присоединиться к велопаломничеству в этом году, обратившись к подробной информации в предыдущих публикациях на нашем на сайте и зарегистрировавшись на участие по указанным в них телефонам.